Виктор Матолин Журнал "АРСЕНАЛ ОХОТНИКА" август 2012

Сделать приличную фотографию дикого животного в лесу или птицы на природе дело не простое. Нужна соответствующая аппаратура, хорошая лучше профессиональная или полупрофессиональная камера. Специальный длиннофокусный объектив, способный обеспечить большое увеличение и хорошую резкость изображения при съемке. Снимать придется с большого расстояния, к птице близко не подойти, зверь тоже не подпустит к себе фотографа. Может понадобиться электронная вспышка и крепкий штатив. Скажем сразу, таскать на себе по лесу и тем более по болоту все фотографические прибомбасы, фотографу энтузиазма не прибавляет. Но главное нужен сам объект съемки его присутствие обязательно. Чем ближе будет находиться объект, тем меньше понадобиться всяких приспособлений, тем качество фотографии будет лучше. На расстоянии менее десяти метров, вообще понадобится только один фотоаппарат, правда с хорошим объективом. Как подобраться так близко к чуткой птице? Звери и птицы фотографироваться не любят и более того прячутся от людей. Подобраться, подойти, даже подползти к чуткой осторожной птице не возможно, остается спрятаться самому и выманить ее поближе к своему укрытию и вынудить позировать перед фотокамерой. Можно использовать, например, подсадную утку, как это делают обычные охотники. Селезень услышит ее голос, если она, конечно, захочет крякать, прилетит, увидит ее и сядет рядом, а мы его сфотографируем. Возить живую птицу дело хлопотное, ее еще надо кормить и чистить клетку от помета. Надо еще неусыпно следить, чтобы случайно не сдохла от чего-нибудь. И это все для того, чтобы сделать фото селезня? Если понадобятся фотографии других птиц или животных? Простое решение на самом деле есть. Глухаря, тетерева или селезня на фотосесию можно пригласить, а посредником и помощником в этом интересном деле может стать электронное устройство – имитатор птичьих и звериных голосов. Приборов подобного рода существует много и наших отечественных и импортных, охотники называют их по привычке - манками.

Выезжая на фотоохоту, мы остановили свой выбор на электронном имитаторе голосов «Беркут ДУ» Нижегородского производителя ООО НПФ Сфера. Весной этого года редакция журнала «Арсенал охотника» совместно с газетой «Вечерняя Москва» уже проводила полевые испытания этого прибора на фотоохоте по тетеревам. Результатами все участники остались довольны и решили продолжить практическую фотоохоту по селезню с «Беркутом ДУ» вместо «подсадной». Прибыв на место, расположились на пологом луговом берегу Волги, кое-где поросшему кустарником. К воде тихо подошли еще до восхода солнца, как и положено охотникам. Устроились на сухом месте, крохотной зеленой «полянке» посреди зарослей ивняка, но с хорошим обзором для съемки. В рассветных сумерках все вокруг нас дышало, жило и шевелилось. В густом тумане слышались различные голоса обитателей водоема. Но в сумерках да еще в тумане о съемке думать не приходилось, да никто пока еще не летал. Кряковых уток слышно не было, хотя местные охотники на кануне вечером нас уверяли что - «кряковой на заливных лугах пропасть сколько». Мы ждали восхода солнца и заодно готовили прибор к работе. Вскоре посветлело, слабый ветерок отогнал туман к кромке леса, низко над водой с громким кряканьем пронеслась пара уток, да так быстро, что мы, не успев включить манок (т.е. имитатор голосов), лишь раскрыли рты от удивления и неожиданности. На противоположном берегу в кустах закрякала утка, Одновременно из ближних к нам кустов на открытую воду выплыл большой красивый селезень и хлопая по воде крыльями взлетел и пошел низко над водой на голос утки. Когда он был уже над серединой водоема, мы включили на нашем манке голос - призыв. Селезень, описав большую дугу над водой, неожиданно развернулся и полетел прямо на нас. Голос электронного прибора, видимо, показался ему более обещающим, и было видно, как он на лету крутить головой, пытаясь найти таинственную незнакомку. Не обнаружив источника крика, промчавшись почти над самыми нашими головами, селезень скрылся в зарослях. Мой товарищ, засучив до колен штаны, залез в воду и пустил на воду два пластиковых чучела раскрашенных под кряковых уток. Резиновые сапоги мы легкомысленно оставили в багажнике нашей машины.

Теперь все селезни будут наши, - пошутил он, надевая на мокрые ноги сначала носки, а затем ботинки. После некоторой паузы мы включили наш манок снова, чередуя «призыв» и «осадку», удача пришла, точнее прилетела. Откуда-то с боку резко пошел на снижение селезень покрупнее первого и, не раздумывая долго бесстрашно и торопливо плюхнулся на воду почти на самые утиные чучела. Озадаченно закружился, нарезая круги по водной поверхности. Затвор фотокамеры хлопнул несколько раз, прежде чем птица поняла подвох и с кряканьем испуганно взмыла в небо и удалилась. Мы от души хохотали, осознавая точную аналогию неразумного поведения товарища по полу в брачный период. Из-за зеленого островка выплыли две импозантные немолодые утки и быстро пошли в нашу сторону, видимо, желая разделить компанию с чучелами. Мы включали и периодически выключали манок, меняли громкость в расчете, на то, что появиться самец, и селезень прилетел, сделав круг над водоемом, он опустился между чучелами и живыми утками. Мы поняли, что наличие на воде чучел, а еще лучше живых уток усиливает воздействие на селезня манка в несколько раз. При подлете надо немедленно убавить громкость и вообще долго не «крякать». Пролетов в то утро было много. Селезни все же чаще реагировали на манок, меняя направления и даже отрываясь от группы, резко снижались. Были и такие, которые пролетали, не обращая никакого внимания ни на «призыв» ни на «осадку» зато, если мы прибавляли громкость, птицы резко набирали высоту и, осознавая опасность, улетали подальше, как от ружейного выстрела.

Хочется сказать несколько слов о манке (т.е. Электронном имитаторе голосов «Беркут ДУ»). Надо признать, что конструкторы постарались сделать его удобным для обращения. Выносной беспроводной динамик не просто удобен, он «технологически» для съемок должен быть выносным. Птица , а равно и любой зверь не просто имеет прекрасный слух, они способны с большого расстояния засечь с поразительной точностью место из которого идет звук. В момент работы манка утка, гусь или кабан устремляет все свое внимание в эту точку, где находится источник звука. Человек с фотоаппаратом, объектив которого сделан из стекла и отраженным светом может легко демаскировать фотографа, должен прятаться в стороне от источника звука, чтобы не быть обнаруженным. Небольшая потребляемая мощность делает прибор экономичным. Конечно, выезжая на длительный срок в угодья надо иметь запасную батарею, однако и одной батареи вполне хватает на три дня охоты. Модель ДУ имеет на корпусе гнездо для подключения внешнего источника питания напряжением 12 вольт, если внимательно разобраться, то проблем с батареями не будет в принципе. «Беркут ДУ» имеет в своей памяти 151 голос зверей и птиц. Такое большое количество голосов рассчитано на широкую возможность выбрать каждому нужное. Вряд ли одному даже самому энергичному человеку могут понадобиться все голоса. Но возможность имеется большая. «Беркут ДУ» не единственная модель, выпускаемая Нижегородской фирмой ООО НПФ Сфера. Всю линейку приборов Беркут можно найти на сайте производителя www.npf-sfera.ru , там же можно заказать любой из них с доставкой на дом. Мы остановили свой выбор на этой одной модели, потому что нельзя объять необъятное. Пока не исчерпаем все имеющиеся ее возможности, пока не иссякнет интерес, будем заниматься этой моделью. Фотоохота мало чем отличается от охоты с ружьем. Точно также необходимо изучать привычки животных и использовать в своих целях. Главное это найти зверя или птицу и подобраться к объекту съемки как можно ближе. Разве не об этом думает охотник с ружьем на охоте.